Поиск
Close this search box.

Профориентация

«Твоя цель, твой путь, твоя профессия»
Всем известно, что будущее строим мы сами, и выбор профессии является одним из важных этапов в нашей жизни. Чтобы облегчить ребенку эту задачу, в России существует проект «Билет в будущее», который реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». Благодаря участию в этом проекте, школьники получат возможность научиться выбирать профессию.Для того чтобы ребята смогли примерить на себя работу в разных профессиях, в проекте организованы профессиональные пробы в колледжах и на предприятиях каждого региона.
Проект успешно развивается в Артинском районе и демонстрирует значительный роcт интереcа школьников и родителей. Так 07.11.2024 ученики 7 класса нашей школы посетили «Артинский общепит». У главного входа нас встретила Истомина Елена Петровна и проводила в раздевалку. В целях соблюдения гигиенических норм каждому выдали бахилы и одноразовую шапочку. Экскурсия началась со знакомства с цехами, в которых создают разные продукты питания. В первом цехе ребятам показали, и дали возможность поучаствовать в процессе шинковки капусты с помощью специального оборудования. В дальнейшем капуста используется для салатов и тушения, используется в качестве начинки в выпечке.  Во втором цехе увидели процесс лепки пельменей. Ребята поделились тем, что в их семье есть такая традиция – собраться вместе, распределить, кто, чем будет заниматься и начать лепить пельмени. А в последний слепленный пельмень закладывать какую-либо необычную начинку: перец, монетку или просто тесто. Кому этот пельмень попался – того ожидает много счастья. В третьем цехе ребята опробовали себя в лепке котлет. Самым интересным и вкусным был кондитерский цех, в котором ребята сами приготовили печенье «Минутка»: раскатали тесто, с помощью роликового ножа для резки тестаполучили одинаковые квадраты, заполнили кондитерский мешок повидлом и начали выдавливать в центр квадрата. На данном этапе возникли трудности, но под профессиональным руководством кондитеров и множество попыток у ребят получилось овладеть навыками работы с кондитерским мешком. Защипали края так, чтобы получился бантик, выложили на противень и поставили в печь. Готовое печенье посыпали сахарной пудрой. После экскурсии нас пригласили на чаепитие с дегустацией печенья собственного приготовления. Ребята остались не только довольными от результата своей работы, но и сытыми.
Благодаря проекту «Билет в будущее» ребята познакомились с профессией повар – кондитер, получили возможность попробовать свои силы в данной профессии. А вот некоторые впечатления:
Мне очень понравилась данная экскурсия, я был рад, что мы поехали всем классом. Когда мы зашли в помещение оно оказалось меньше, чем я думал, но я был удивлен от разнообразия изготавливаемых продуктов питания. Для меня стало новым лично поучаствовать в приготовлении печенья.
Лев Сюзев, ученик 7 класса
Мне понравилась данная экскурсия. Для меня  она была познавательной тем, что я узнала технологию приготовления многих блюд, таких как: пельмени, котлеты, самса с капустой.  Хочу отметить, что печенье я делала первый раз в жизни, и на мое удивление оно получилось очень вкусное.
 Русинова Анастасия, ученица 7 класса
#моигоризонты

 

Как иллюзии мешают подростку выбрать профессию

Как родителям сэкономить на профориентации

 

Что на самом деле школьники и учителя думают о профориентации в школе?

 

Родители школьников могут принять участие в профориентационном проекте «Билет в будущее» и пройти специальный курс

 

 

Что такое профориентация?

Профориентация — это помощь выпускникам с определением их навыков и карьерных целей, а также с выбором подходящей профессии или направления обучения.

‍Благодаря профориентации выпускники могут избежать неприятных ситуаций, когда выбранная ими профессия не совпала с их интересами и способностями, а также построить маршрут развития качеств, необходимых для успешной работы в желаемой сфере, и получить полезную информацию о требованиях и перспективах в различных профессиональных областях.

‍В целом профориентация направляет выпускников, создаёт фундамент для успешной карьеры и самореализации.

Цель профориентации

Главная цель — помочь выпускникам лучше понять себя, свои способности, интересы и ценности, а также ознакомить их с различными профессиональными возможностями. Благодаря профориентации выпускники принимают осознанные решения о своём будущем профессиональном пути на основе своих особенностей, а также потребностей общества и рынка труда.

Методы профориентации

Множество мероприятий позволяют прикоснуться к различным профессиям и узнать о них самую актуальную информацию. Среди таких методов можно назвать:‍

  • прохождение профориентационных тестов;
  • встречи со специалистами конкретных профессий;
  • просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения;
  • занятия в школах, посвящённые той или иной профессии;
  • просмотр обучающих фильмов;
  • «ярмарки» профессий, которые проводят профориентационные учреждения;
  • дни открытых дверей в учебных заведениях.

‍Важно не ограничиваться лишь одним методом, например прохождением тестов, а сочетать теоретическое изучение профессии с практикой — посещать экскурсии на предприятиях и в вузах, где этому обучают.

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

Тесты на профориентацию

Чтобы определить свои сильные стороны для будущей профессии, можно пройти профориентационные тесты. Большинство из них помогают найти интересную вам сферу деятельности, предлагая поделиться своим мнением о том, что вам нравится и не нравится делать из предложенного списка.

‍Собрали для вас несколько наиболее известных профориентационных тестов:

  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО). Определяет предрасположенность к типам профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак», «человек — художественный образ». Это одна из самых популярных методик. Её используют в большинстве школ в рамках плановой профориентации в 9-м и 11-м классах.
  • Тест Холланда. На основе ценностных ориентаций и интересов человека Джон Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности. Тест покажет вашу предрасположенность к одному из них.

‍Используя методики ДДО или тест Холланда, можно определить ключевую информацию для выбора профессии: подходящую профессиональную сферу и склонности личности. Вместо теста Холланда допустимо пройти методику «Якоря карьеры»‍

  • «Якоря карьеры» Э. Шейна. Это методика диагностики ценностных ориентаций: что именно важно подростку в карьере — профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
  • «Профиль» — методика «Карты интересов» А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной. Вопросы теста касаются отношения подростка к различным конкретным видам деятельности.
  • Диагностика структуры сигнальных систем (Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова)На основе преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности:

— художественный: преобладание первой сигнальной системы;

— мыслительный: преобладание второй сигнальной системы;

— средний: относительно одинаковая роль обеих систем.

‍Некоторые тесты помогут развеять сомнения по поводу ваших способностей и склонностей. Их нельзя назвать в полной степени профориентационными, поскольку они не определяют сферу интересов из множества возможных, но они очень полезны для более детального исследования ваших качеств в рамках уже выбранной сферы.

‍Вот примеры таких тестов:

  • Тест механической понятливости Беннета поможет определить уровень развития инженерно-технического мышления.
  • Тест Вандерлика на обучаемость позволяет оценить параметры, схожие с уровнем интеллекта.
  • Тест на творческие способности Гилфорда будет полезен не только для будущих художников и дизайнеров, но и для многих других профессий, поскольку позволяет оценить креативность принимаемых решений и их разнообразие.

Какие возможности открывает профориентация

Профориентация позволяет собрать воедино все факты о ваших способностях, интересах и сильных сторонах и выстроить один или несколько профессиональных маршрутов. Она также помогает снизить уровень тревоги, вызванный мыслями, правильно ли выбраны профессия и конкретный вуз: вы ознакомитесь со всеми возможными вариантами для поступления и выберете наиболее подходящий именно вам.

Какую профессию выбрать

Идеальный вариант — выбрать профессию, которая находится на стыке ваших способностей и интересов. То есть такую, к которой есть предрасположенность, а ещё желательно иметь некоторый опыт, например участие в олимпиаде или подработку.

 Что делать, если не знаешь, кем быть

Оптимальная стратегия — составить список ваших интересов, а затем вместе с родителями или наставником изучить предложения на рынке труда и выбрать желаемое соотношение зарплаты и интереса. Есть и другая стратегия: выбрать то, что вызывает у вас максимальный интерес и вдохновение. Но в этом случае нужно быть готовым потратить достаточно времени и сил, чтобы стать востребованным специалистом, особенно если это непопулярная или узкая область, а также продумать, что вы будете делать, если эта сфера вам наскучит или разонравится.

‍Важно помнить, что в настоящее время даже ошибочный выбор профессии не приговор. Например, можно перевестись на другой факультет во время обучения или пройти платную переподготовку, когда вы захотите заняться чем-то ещё. Главное — оставаться чутким к своим желаниям и интересам и не откладывать решения, связанные с обучением профессии, на потом. 

Интернет-ресурсы по профориентации

azps.ru Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.

www.pedlib.ru Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).

www.moeobrazovanie.ru Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии.

www.moeobrazovanie.ru Современные программы по профориентации.

liderlic22.ho.ua Профориентация: игры, тренинги.

testoteka.narod.ru Методики для профотбора и профориентации.

psihologschool.ucoz.ru Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии

psihologschool.ucoz.ru Профориентационные игры

Интернет-ресурсы в выборе профессии:

www.find-job.ru Этот сайт посвящён целиком выбору профессии — на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии

www.abiturcenter.ru Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования

www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая система «Образование в России». Рейтинг учебных заведений

www.abituru.ru Информационный портал для абитуриентов и школьников

www.proforientator.ru

https://lesson.proektoria.online/ «Проектория». Твоя профессиональная траектория

 

 2023-2024 уч. год

Приказ о назначении ответственного и об утверждении плана профориентационного минимума

План мероприятий по реализации профориентационного минимума на 2023 -2024 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023-2024 учебный год

Методические рекомендации по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов

Аналитическая справка профориентационных мероприятий 6-11 классов 2023-2024 учебный год

 

Проект  «Билет в будущее» как совершенствование процесса профориентации обучающихся в школе

Проект реализуется в рамках Национального проекта «Образование» по поручению президента России В.В. Путина, его курирует Министерство просвещения. Проект стартовал на новой онлайн-платформе bvbinfo.ru, а также в 85 регионах — 23 исторических парках «Россия — моя история» и 62 площадках«. У проекта новый оператор — Фонд Гуманитарных Проектов.

Основные целевые аудитории проекта: родители, учителя, ученики. Обучение школьников будет проходить при сопровождении учителей-навигаторов. Для родителей в рамках проекта открыт специальный раздел с статьями и профориентационными тестами, которые покажут наличие/отсутствие конфликта интересов между ожиданиями родителей и устремлениями детей.

 Одной из основных целей проекта является расширение профориентационных и профессиональных возможностей для молодежи в регионах, что позволит продемонстрировать молодежи наличие перспектив трудоустройства и карьерного роста в регионе и, как следствие, снизить отток подрастающего поколения из регионов.

Платформа, на которой будет реализовываться проект bvbinfo.ru — имеет открытый и закрытый контур. Онлайн —диагностика для закрытого и открытого сегментов для всех участников проекта разработана тестологами Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданным на базе факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Открытый сегмент доступен для всех желающих (ученикам всех классов, родителям, специалистам). В нем открыты следующие разделы: «Примерочная профессий», «Для родителей», «Профессии будущего», раздел для родителей, популярные статьи и видеоролики о профессиях и профессионалах. При этом закрытый (школьный) сегмент будет доступен только зарегистрированным на цифровой платформе bvbinfo.ru школам и ученикам 6-11 классов этих школ. Он включает Всероссийский профориентационный урок для трех возрастных категорий школьников.

Профориентация обучающихся – приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие России, страны в целом. В настоящий момент обучающиеся включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения.

Цель проекта – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.

  • Проект реализуется на основании комплекса поручений Президента Российской Федерации Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года и Пр-218 от 20.12.2020 года
  • Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

«Билет  в  будущее»  –  это  современный  просветительский  проект  по  ранней профориентации, который объединяет педагогов и школьников в решении важных жизненных вопросов: «Кем быть?», «Что я хочу?», «Что мне интересно?», «Где могу узнать о профессиях?»

ЦЕННОСТИ ПРОЕКТА

  • интерес и открытость к вопросам самоопределения;
  • популяризация профессий и культуры профессионального выбора;
  • профессионализм и гарантия качества профориентационного контента;
  • современные и доступные форматы профориентационной работы;
  • объединение экспертного сообщества профессионалов

Целевая категория проекта – обучающиеся 6-х–11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи:

 – систематизация и совершенствование существующих практик профориентации с применением массовых цифровых инструментов,

— активное включение обучающихся в процесс самоопределения на основе неоднократных профессиональных проб,

— накопление цифрового портфолио обучающегося и выработка рекомендаций по построению индивидуального учебного плана, в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями по итогам участия в проекте.

Проект имеет в своей основе 6 последовательных этапов:

Базовым элементом проекта «Билет в будущее» является электронный ресурс (платформа). Использование цифровой платформы обеспечивает сбор и анализ информации по итогам прохождения всех диагностик и практик каждым обучающимся и затем используется как надежная основа для формирования индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательно-профессиональной траектории.

Платформа представляет собой многофункциональную информационную систему.

Платформа содержит отдельные личные кабинеты, образовательные материалы, онлайн-курсы.

На платформе проводится профориентационная онлайн-диагностика. Диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявление уровня осознанности и широты кругозора обучающегося в рамках профессионального выбора.

Онлайн — диагностика включает три этапа:

— основания выбора;

— персональные особенности;

— знакомство с миром отраслей, профессий и компетенций

При условии прохождения участником трёх диагностических этапов, он получает общую рекомендацию и доступ к практическим мероприятиям.

I ЭТАП. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ

Погружение школьников в проект начинается с профориентационных уроков. Уроки носят интерактивный характер и включают в себя:

  • видеоролики с уникальным профориентационным контентом;
  • обсуждения, дискуссии, игры, задания-практикумы;
  • разбор важных тем профориентации в доступном формате и др.

Всего в проекте запланировано 3 урока.

На I этапе:

  1. Урок «Моя Россия – мои горизонты». Рекомендован к проведению.
  2. Тематический профориентационный урок проводится обязательно с учетом возрастной группы (6, 7, 8, 9, 10, 11 классы).

На VI этапе:

  1. Итоговый урок-рефлексия проводится обязательно для всех участников проекта по итогам его завершения.

 II ЭТАП. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКА

Профориентационная онлайн-диагностика для обучающихся проводится на II и V этапах участия в проекте, что позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.

Диагностика осуществляется в онлайн-формате, что дает возможность провести ее как в образовательной организации, так и в домашних условиях.

В проекте запланировано 2 этапа онлайн-диагностики:

1 этап проводится с целью определения профессиональных склонностей обучающихся и их дальнейшей навигации в рамках проекта (II ЭТАП).

2 этап проводится с целью подведения промежуточных итогов (рефлексии) с учетом участия обучающихся в мероприятиях по профессиональному выбору (V ЭТАП).

 III ЭТАП. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ВЫСТАВКА

Мультимедийная выставка – это специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – Моя история»

Задачи Выставки:

— знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора;

— вовлечение, повышение мотивации к совершению профессионального выбора;

— помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться дальше.

Направления выставки соотносятся с базовыми профессиональными профилями и основными видами экономической деятельности, суммарно охватывая более 90% рынка труда. Представлены следующие среды (направления): здоровая, комфортная, безопасная, индустриальная, социальная, деловая, креативная и аграрная среда.

  • В очном формате Выставка доступна в 24 субъектах РФ.
  • В онлайн–формате Выставка будет доступна для всех участников проекта. Она проводится на базе образовательной организации в рамках отдельного урока.

 IV ЭТАП. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

В рамках данного этапа школьники смогут принять участие в профессиональных пробах. Профессиональная проба является средством самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности.

Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательного эффекта.

Возможные форматы проб:

  • Очные пробы. Проводятся на базе региональных площадок-партнеров (СПО, ВО, работодатели и др.).
  • Онлайн пробы. Проводятся региональными площадками в формате онлайн.
  • Пробы на платформе. Рекомендуется в случае, если нет возможности посетить мероприятия в регионе. Пробы проходят в классе.

 V ЭТАП. УГЛУБЛЕННАЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Второй этап онлайн-диагностики проводится с целью подведения промежуточных итогов (рефлексии) с учетом участия обучающихся в мероприятиях по профессиональному выбору. В результате профориентационной диагностики в личных кабинетах обучающихся на платформе автоматически формируется отчет, содержащий:

— графические профили, указывающие значения исследуемых факторов, выраженных в нормализованных стандартных баллах;

— текстовые интерпретации по каждой шкале графического профиля теста;

— рекомендации по формированию образовательно -профессиональной траектории.

 VI ЭТАП ИТОГОВЫЙ УРОК – РЕФЛЕКСИЯ

Содержание урока предполагает разбор и обсуждение персональных рекомендаций по итогам участия в проекте в каждой возрастной категории (с 6 по 11 класс). Основа персональных рекомендаций формируется из результатов онлайн-диагностики, рефлексивных оценок обучающимися и мероприятий по профессиональному выбору.

 2024-2025 уч.г.

Приказ о назначении ответственного и об утверждении плана профориентационного минимума

План мероприятий по реализации профориентационного минимума на 2024 -2025 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2024-2025 учебный год

Методические рекомендации по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов

 

Дата обновления страницы: 13.11.2024

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122